Чтобы построить счастливое общество, в котором все сферы жизни функционировали бы по Законам Любви и Мудрости, нужно создать другую культуру: доказано, что именно она структурирует мозг, создавая в нём новые синаптические связи. Но это не произойдёт без открытия Я Настоящего, видящего Мир глазами Бога и узнающего Его во всём. Этот взлёт сознания и должен стать главной целью искателей. А начинается он с распознавания ложного «я» и разоблачения методов его защиты, тонко уводящей человека от осознания своей Божественной Сути.
Зона комфортаментального «я»
Чтобы проявить свою активность, неподвижный Дух уплотняется и создаёт Душу. И когда Дух-Душа, то есть Сущность приходит в плотный Мир, Она сразу обнаруживает себя – через улыбку младенца, бесчисленные вопросы ребёнка, с интересом открывающего для себя Мир, через стремление юноши найти ту сферу, где ярче раскроется его уникальность. Это сила вдохновения и смелые идеи, сострадание ближнему и искренняя любовь.
Сущность создаёт ситуации, смысл которых направляет к духовному росту, возникшими ощущениями Она предупреждает, через вспышки озарения — помогает. А чем утончённее чувствование, тем больше Она раскрывается, и тем глубже постигается суть каждого творения и явления.
Но, не осознавая Её руководство, действия человека исходят от ментального «я» личности. Отождествление с ним позволяет ему узурпировать командную роль, считать себя автором всего происходящего и вести по ложному пути, предрекающему страдания.
Вырваться из-под его власти не так легко: ментальное «я», то есть ум-эго изощрённо защищается. Ум, который нейрофизиологи называют «мозг в действии», это нейронные связи. Они предопределяют мысли и эмоции, поведение и привычки, манеру общения и предпочтения, убеждения и качества… И всё это интегрируется в образ «я».
А мозг не заинтересован в освобождении от него, то есть от старых соединений: формирование новых синаптических цепочек очень энергозатратно, и ему проще оставаться в своей зоне комфорта. Поэтому нелегко менять всё привычное и обжитое, оттого прогрессивное и нестандартное обычно долго пробивает себе дорогу, а новые глобальные установки и ценности, внедряемые на духовном пути, например, через аффирмации, ум-мозг воспринимает как угрозу для своего существования и, если не отбрасывает, то слабо реагирует на них.
Вот почему стартовым условием для восхождения сознания становится разотождествление с работой ума в позиции наблюдателя и абсолютная честность с собой.
Честность с собой
А это, оказывается, совсем непросто, так как нужно полностью отказатьсяот защиты себя, вернее от того «я», которое мы считаем собой. Но как же неприятно признавать, что я, такой духовный и возвышенный, переживаю раздражение, злость, возмущение…, страхи. Повторяю ошибки, отстаиваю свои мнения, зная, что они не бывают истинными, так как порождены умом, ограниченным своей обусловленностью. Как же не хочется соглашаться, что «моя правда» — это мысли фантомных персонажей, с которыми я отождествлён(а), что я выражаю себя в застывших социальных ролях, то есть в миражных субличностях.
Что верю интерпретациям нереального «я», который таким образом доказывает свою важность и нужность. Что выплеск дофамина в процессе духовных практик я принимаю за раскрытие своей Божественной Сути, или за взлёт в высшее измерение, который возможен только в Истинном Я. Что все мои духовные поиски – это бег за маревом, а сам ищущий, которого я называю собой, это очередной образ себя, убаюканный идеей нахождения Бога. И я, зная, что Он — во мне и проявляется через меня, столько лет упорно ищу Его вовне.
В молчании ума и погружении в глубину, честность с собой становится осознаванием. Оно безоценочно, так как является голосом Духа. И поэтому не только не ранит, а, наоборот, становится силой,позволяющей из иного, безличностного пространства, взглянуть на свою жизнь, на выбор Пути, по-новому выстраивать отношения.
Честность, идущая из глубин Сути, обретает особую искренность и чистоту. И всюду, где присутствует такая сущностная открытость, создаётся то Истинное, которое затрагивает Душу людей и делает их чуточку лучше.
Действия, идущие ОТ своего несовершенства
Душа всё воспринимает в пространстве Бытия. И то, что от Неё исходит, осознанно, определяется моментом, и потому спонтанно. Личностью же движут потребности, исходящие ОТ ментального «я». Личность находится внутри них, отождествляется с ними и чувствует себя деятелем, который должен их осуществить, чтобы соответствовать тому идеальному совершенному образу, который в процессе воспитания и становления сформирован в её подсознании. Этот миражный идеал рождает не только изнуряющий перфекционизм, но и главное, базовое убеждение личности: уверенность в своём несовершенстве.
Она красной нитью пронизывает сознание . ОТ неё исходят цели и мотивы действий. ОТ неё — потребность компенсировать свою несостоятельность, осуждая и унижая других. ОТ неё — стремление улучшить себя, желание прослыть умным, добрым, духовным…, заслужить одобрение окружающих, иначе они не будут уважать, не полюбят или разлюбят, и это принесёт страдания, гиперболизированные до страха смерти.
ОТсюда — зависимость от чужих мнений и оценок и нацеленность действий на внешнее, чтобы самоутвердиться через деньги, власть, успех и … лидерство на духовном пути. Поэтому надо носить маску «я хороший», бояться разоблачения и защищать и защищать себя, несовершенного.
Но в беге «ОТ» — «К» достижениям, мозг-ум, наш квантовый компьютер, запрограммированный на собственную несостоятельность, чтобы нечто реализовать, должен вначале принять как факт отсутствие этого.
Хочется быть добрым – а мозг отталкивается ОТ убеждения в своей жадности или злобности. Занимаешься спортом, чтобы стать сильным – ум исходит ОТ слабости. Стараешься соответствовать представлению о духовности и быть любящим – ум основывается на вере, что этого нет. Поэтому новая непривычная информация принимается далеко не сразу – в уме нет подобного паттерна. Оттого после изнурительных диет люди так часто возвращаются к прежнему весу (мозг работает на знании, что я толстый), вылечив одно, заболевают другим (я больной!), а надежды стать счастливым/ любимым/ успешным и т.д. не сбываются или разрушаются, потому что ум верит в несчастливость и неуспешность.
Разоблачение, то есть осознание этого – первично
Но при первой же мысли происходит откат, и мозг мгновенно возвращается к соединениям, восстанавливающим образ страдающего/неудачника/ несовершенного/…/осознающего, который считает себя деятелем и честно выполняет негативные ожидания, взятые им за основу. Так благими намерениями выстеливается дорога в ад.
А пробуждённое сознание улавливает этот момент и остаётся в безмыслии, на частоте Сущности, где нет «я» с его чувством авторства, и нет идеала, несоответствие которому укрепляет идею о своей ущербности.
Как «я» защищается
Отстранённое наблюдение позволяет увидеть, каким образом, борясь за своё выживание, ум-эго защищается. Таких способов множество. Вот несколько примеров.
1. Защита своего несовершенства чувством собственнойзначимости.
Искажённое сознание личности видит в других кого-то, отличного от себя, и не может относиться к ним как равным. А так как его фоном является уверенность, что я недостаточно хорош, возникает потребность прикрыть это, например, чувством собственного достоинства – самоуважением, как его объясняет Википедия. Однако оно не стыкуется с убеждённостью в своей несостоятельности, и потому неизвестно уму-мозгу. И он модифицирует его в превосходство или чувство собственной важности, которая защищает своё неидеальное «я».
Проявляется это и на духовном пути. Здесь нередко встречаются начитанные, искушённые, обладающие параспособностями гуру, которые определили себя как уже Пробудившихся. И они живут в застывшем образе, соответствующем их представлению об этом. Но там, где нет Истины, возникает её имитация, и скрыть, из какого «я» человек себя предъявляет, невозможно.
Поэтому так важно чётко уяснить, что такое Пробуждение и Просветление. И при этом честно и смело увидеть, как в демонстрации себя, в умных словах, обвёрнутых в приятную энергетику, прячется страх разоблачения, прикрытый превалированием и значимостью.
Если это признаётся, истинно устремлённые переходят в позицию отстранённого наблюдения, в котором происходит разотождествление с ментальным «я», а затем — в отстранённое свидетельствование, в котором оно обнуляется (см. статью «Сознание и четыре позиции человека»).
Но зачем кем-то казаться? Осознать своё Присутствие в настоящем моменте может каждый. Для этого не требуется ни Пробуждение, ни Просветление. А пребывание в этом состоянии возвращает в собственную Природу, в Истинное Я, целостное и творческое. Оно просто Есть, осознанное и совершенное – разве Божественное может быть другим?
2. Защита своего несовершенства образом ищущего.
Многие ничего себе не приписывают, но накрепко отождествлены с образом духовного искателя. И в иллюзорных поисках, и в нескончаемом блуждании, разочарованные, недовольные собой и учителями, они меняют школы, методики, гуру, благо их сегодня немало.
А ведь сейчас, как никогда раньше, доступно наследие действительно Просветлённых Мастеров (их не так уж много), и/или сатсанги тех, кто открыл себя Настоящего (они тоже наперечёт), и щедро делится этим опытом. Они – маяки на пути.
Но самый великий Мудрец и Учитель не может за нас и вместо наспрекратить искать то, что мы несём в себе, и осознать, кто это читает/ говорит по телефону/ что-то делает…. А затем ответить себя на вопрос, на фоне чего возникает это чтение, говорение, делание, как и мысли, чувства, любые состояния.
Тогда субличность ищущего исчезает и открывается пространство, в котором всё происходит. В безмыслии всё осознаётся как процесс, протекающий в «здесь и сейчас». И мы узнаём себя осознанием. Благодаря ему и внутри него существует всё, что мы делаем, и что чувствуем. Оно всегда есть. Но Присутствует оно При Сути. Потому и является нашим Естеством. Им надо просто быть.
А если осознавать само осознавание, открывается Божественный Источник, который мы несём в себе.
Когда на духовном пути кто-то искренне и ярко рассказывает о собственном опыте и размышлениях, и это вызывает у людей созвучие, одобрение и благодарность, мозг стремится повторить приятное переживание. Но если кто-то не согласен с высказанными идеями, и автор автоматически защищает своё «я» через сопротивление — всплеск обиды или гнева, вспышку раздражения или парирование «сам дурак», это защита самооценки, за которой всегда стоит страх.
Тут крайне важно не подавлять возникшую эмоцию, а углубиться в себя и увидеть, как возникло негодование, что оно защищает, почему «я» испугалось. Ведь пока есть «я обладаю такими-то способностями/ я искренний/ я осознающий/ я делюсь своим опытом» и т.п. – этот хоровод нереальных образов, защищающих «я достойный», приходится отстаивать.
Пробуждение и есть разотождествлённое, неумолимое и честное обнаружение таких тонкостей.
А разумное тело через эти эмоции приводит в Исток, в Я Есть, где нет «я такой», нет идей о себе, нет персонажа, страдающего от своей неидеальности и нуждающегося в похвале,. Здесь искренность излучается из Сути. Опыт, способности, таланты, лучшие качества, интегрируются в Источнике. И возникает сущностное общение на равных, без превосходства, без оценок, вспышек эмоций и необходимости защиты образов себя.
4. Защита улучшением себя.
Интернет пестрит техниками оздоровления, приёмами развития энергетики, методами достижения эмоционального спокойствия, способами перепрограммирования подсознания для реализации заветных целей… Они работают и реально улучшают жизнь… личности, модифицируя образ «я». И насколько он улучшается, настолько человек отдаляется от своей изначальной Сути. И «засыпает» всё сильнее. Поэтому так важно определиться со своими целями. Если это Пробуждение — оно требует другого.
Может быть, всемогущей безусловной Любви?
Биологически обосновано, что мозг — компьютер, работающий по заданной программе, знает, как страдать, раздражаться, обижаться, обвинять себя или кого-то, получать удовольствие… – то есть переживать отрицательные и мирские положительные эмоции. Но ему неизвестна совершенная Любовь — это епархия Сущности. А Её сначала надо открыть. Поэтому увещевание принять и полюбить себя таким, какой я есть, остаётся иллюзией и благим намерением. Чтобы пребывать в совершенной Любви, надо познать себя Настоящего и завибрировать на частоте всеобщего Единства.
5. Защита страхом.
Для Пробуждения необходима погружённость в Я Есть. А это готовность полностью отказаться от себя привычного и стать бесформенным, неопределяемым Никто и Никакое. И тут сразу возникает защитный страх. Он и препятствует проникновению в свою Суть, где ментальное «я», с которым человек отождествлён, исчезает, и открывается то, что ум называет Пустотой.
Здесь, в Нуле, сознание вырывается за границы личности и возвращается в свою изначальную беспредельность. Мозг не может функционировать на старых нейронных соединениях — привычных образах «я», и ум, в замешательстве и в страхе, не в силах что-то понять и объяснить, быть важным и нужным, воспринимает это как смерть.
Если не пытаться это состояние интерпретировать, а страх просто наблюдать, он растворяется. А возникшее пространство осознаётся как сознание, которое вмещает Всё и содержит Всё – то, что можно и нельзя вообразить.
***
Представьте, что вы сидите в кинозале, и на экране разворачивается фильм. В глобальном масштабе экран и есть сознание, и на его фоне осуществляется фильм-игра. Она изменчива. А фон нет.
Почувствуйте себя гигантским экраном-сознанием, то есть пространством, в котором всё происходит.
А теперь направьте внимание на само восприятие и узнайте себя осознанием.
На этой частоте происходит слияние с Жизнью, которая перестаёт быть чем-то отдельным, а течёт сквозь нас, проявляется через нас, и всё и все становятся единым Целым. А каждый момент, уже не связанный с линейным временем, даёт возможность открыть себя новым и разным. Это неугасающий интерес к постижению, неизбывное развитие и истинное счастье Человека, выражающего собою Бога.