Пробуждение. Четыре препятствия

girl-on-lotus

Виды препятствий

Существуют четыре препятствия, которые подстерегают практикующего на пути к состоянию истинного пробуждения. Из них первые два препятствия – малые препятствия, вторые два препятствия – препятствия великие.samoraskrytie.ru

Первое малое препятствие – скука

Начиная практиковать, мы сталкиваемся с тем, что долгое время ничего не происходит. Мы ожидаем чудесных переживаний, но ничего не меняется. Тогда наш ум утомляется и начинает скучать. Мы отвлекаемся, засыпаем или начинаем заниматься каким-то привычным делом. В этот миг возникает искушение бросить практику. Очень трудно не поддаться этому искушению. Мы говорим себе: все это не интересно, это скучно, я уже видел и переживал все это, тут нет ничего нового. В такие мгновения единственное, что следует делать – это продолжать практику. Когда мы практикуем достаточно терпеливо, не позволяя привязанностям ума увлекать себя, то обнаруживаем, что проходим через скуку очень легко, слой за слоем, и тогда за скукой открывается нечто новое. Здесь мы встречаемся со вторым малым препятствием.

Второе малое препятствие – страдание

Вслед за скукой приходит страдание во всех его формах. Мы чувствуем, как страдает и болит наше тело, ощущаем все травмы, все напряжение, все места, где естественное течение энергии было нарушено или остановлено. Но гораздо сильнее мы переживаем душевные и эмоциональные страдания. Мы ощущаем брошенность, одиночество, страх, гнев, отчаяние.

Самые сильные негативные переживания переполняют наш ум. Мы видим, что все есть страдание, вся вселенная переполнена им. В такие мгновения появляется непреодолимое желание прекратить практику. Мы говорим себе: такое страдание выше моих сил, это совсем не то, что я ожидал встретить на пути к пробуждению, это слишком больно, я никогда не смогу пройти через это.

Но преодолеть боль очень просто – практикующий может наблюдать за страданием как за игрой собственного ума, не отождествляясь с ним. Для этого следует непрерывно напоминать себе: я – не тот, кто страдает, но тот, кто наблюдает за страданием. Я больше, чем самое сильное страдание. Так мы обретаем способность направлять внимание в самый центр боли и наблюдаем за тем, как боль тает, трансформируется и постепенно отступает. Здесь мы встречаемся с первым великим препятствием.

Первое великое препятствие – наслаждение

Преодолев страдание, мы оказываемся в чем-то противоположном. Мы ощущаем ни с чем не сравнимые удовольствие и счастье. Мы ощущаем потоки энергии, которые свободно текут через наши физическое и энергетические тела. Но еще сильнее мы ощущаем бесконечную любовь. Вся вселенная оказывается наполненной любовью и счастьем. Мы переживаем такое наслаждение, такой восторг, равных которым не испытывали прежде. В этот миг мы ощущаем непреодолимый соблазн остановиться.

Поистине, это необычайно трудное препятствие, и очень многие останавливаются тут, так как им кажется, что то, что они переживают – и есть пробуждение. Но это лишь ловушка ума. Весьма непросто преодолеть ее. Для этого практикующему необходимо снова и снова повторять себе, что природа наслаждения так же иллюзорна, как и природа страдания. Так мы поднимаемся над наслаждением, не позволяя уму отождествиться с ним. И когда это последнее отождествление преодолевается, мы постигаем истинную природу ума, видим чистый белый свет сознания и переживаем опыт пробуждения. Но именно здесь нас подстерегает последнее, самое трудное из препятствий.

Второе великое препятствие – пережитый опыт пробуждения

Однажды пережив опыт пробуждения, мы возвращаемся в привычное состояние ума, и наше эго присваивает себе этот опыт. Мы говорим себе: я – тот, кто пробудился, я – тот, кто преодолел все видимые и невидимые формы. Желание снова пережить подобный опыт охватывает нас, мы начинаем искать его, привязываемся к нему, и это уводит нас от него все дальше и дальше. Так отождествление с пережитым опытом пробуждения становится последним препятствием. Весьма и весьма непросто преодолеть это последнее препятствие. Лишь единицам удавалось это. Для этого практикующему необходимо принять равноценность опыта пробуждения и любого другого опыта – и опыта наслаждения, и опыта страдания, и опыта скуки, и опыта погруженности в мирское. Только в этом случае состояние истинного пробуждения становится для нас таким же доступным, как любой другой опыт. Но мы перестаем к нему стремиться и живем простой жизнью, радуясь простым вещам.

Таково истинное состояние пробуждения. 

Источник 

При копировании, цитировании ссылка на наш сайт обязательна!

Понравилась статья? Смотрите видео по теме!

  

Эта тема актуальна для Вас? Приглашаю к обсуждению!

Покажите, что Вы — ЖИВЫЕ — ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =